Здравствуйте! Рада приветствовать на своем сайте! Искренне надеюсь, что материалы, размещенные тут помогут Вам в решении задач!
Главная » Статьи » Мои статьи

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН

     Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

     Выбор темы исследования, посвященного проблеме внедрения ЦОР в учебно-воспитательный процесс обусловлены потребностью внедрения новых методик преподавания и соответствующих технологий. 

     Развитие системы  непрерывного  профессионального образования  требует постоянного  обновления его  содержания, форм и методов, способствующих всестороннему развитию личности, более активному ее профессиональному становлению. Современное среднее профессиональное образование, являясь звеном системы непрерывного образования, характеризуется  прогрессивными изменениями в структуре и содержании образовательного процесса, призванными удовлетворить  потребности личности. Общества и  государства  в получении гражданами образования, профессиональной квалификации и компетенции.

     Совершенствование системы  среднего медицинского образования направлено на   всемерное улучшение качества подготовки  медицинских кадров, способных  квалифицированно оказывать лечебную и профилактическую помощь населению.  В решении данной проблемы важное значение имеет использование ЦОР, способствующее формированию профессионально-значимых качеств и профессиональных компетенций будущих медицинских работников.

     Объект исследования опыта – система образовательный процесс в медицинском колледже.

     Предмет исследования – использование ЦОР в образовательном процессе.

     Задачи:

1.    Определить сущность и содержание системы ЦОР.

2.    Раскрыть особенности профессиональной подготовки студентов в медицинском колледже.

3.    Обосновать технологию реализации использования ЦОР в условиях колледжа.

4.    Выявить педагогические условия эффективного использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе.

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий с применением ЦОР с целью повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским образованиям, отвечающих современным требованиям образовательного стандарта  и способных к работе в условиях оказания  высокотехнологичной помощи населению.

     Идея состоит в том, что в целом термин «обучение», заменяется на термин «учение». В данной ситуации главной задачей преподавателя выступает не репродуктивная деятельность, где в центре стоит учитель, передающий свои знания, а самостоятельная работа студента. Главная цель преподавания «научить учиться самостоятельно» с использованием  современных  информационных технологий.

     Таким образом, внедрение ЦОР в учебно-воспитательный процесс (УВП) приводит к увеличению времени общения со студентами на теоретических и семинарско-практических занятиях,  к совместному творческому общению.

     Ключом к реализации поставленной цели является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы (главная задача новых педагогических технологий).

     Работа над опытом внедрения ЦОР в учебный процесс длилась 4 года.  Этот период можно разделить на 4 основных этапа.

     На первоначальном этапе 2009-2010  учебный год  педагогом были проанализированы материально – технические возможности оснащения учебных кабинетов колледжа. Внедрение ЦОР в учебный процесс, стало возможным благодаря полному оснащению аудиторий мульмедийным оборудованием: компьютер, проектор, интерактивные  доски.

      За первый год мы создавали собственную базу ЦОР. Электронные образовательные ресурсы были разбиты по тематическим элементам согласно учебному плану, рабочим программам.

      Для выявления наиболее эффективного метода подачи теоретического материала,  преподаватели проводили входной контроль и диагностику аудитории на предмет наиболее доступной к пониманию и запоминанию формы лекционного занятия. Результаты анкетирования выявили, что наиболее легкой по восприятию формой лекционного занятия, являются нетрадиционные лекции с применением мультимедийных  электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Мультимедийное сопровождение лекционных занятий последовательно строилось от простого к сложному. Так, первая лекция по дисциплине «Сестринское дело в хирургии»   построена в текстографическом формате, и представляет собой практически традиционную вводную лекцию, а следующие презентации включают в себя как текстографические,  так и мультимедийные слайды, в том числе слайды-плакаты. Студентами отмечены лекции-визуализации, проблемные и обзорные лекции, содержащие ассоциативные связи, множество клинических примеров,  улучшающих восприятие и запоминание нового учебного материала. 

      Благодаря включению электронных презентаций в единый каталог ЦОР колледжа, студенты получили доступ к сборникам презентаций, содержащих  вопросы для самоподготовки и возможность ещё раз повторить теоретический материал, что повысило качество преподавания и достижения ознакомительного уровня освоения учебного материала.

      На втором году реализации опыта на первый план вышла самостоятельная репродуктивная деятельность студентов. Под руководством преподавателя студенты  выполняли электронные  рефераты, презентации, видеодоклады.  На начальных этапах студентам предлагался «скелет» презентации, в который необходимо вставить недостающие звенья в виде иллюстраций, текста, вывода, классификации и т. д.  Другой вариант репродуктивной деятельности заключался в создании электронной презентации по заданной теме, похожей на лекционное сопровождение. Основной целью данного этапа явилось повышение творческого потенциала и стимулирование самостоятельной деятельности студентов через систему электронных презентаций во внеурочной деятельности.

     На третьем году реализации проекта по применению ЦОР ведущее значение приобрел продуктивный метод работы. Студенты самостоятельно планировали свою проектную деятельность, используя методические рекомендации преподавателя. 

     Основные этапы продуктивной деятельности студентов 3-4 курса

1.      Изучение темы реферата;

2.      Создание традиционного реферата (можно в виде текстовых слайдов);

3.      Редактирование презентации, согласно основным требованиям к её выполнению;

4.      Объемное абстракционирование, АРТ-оформление;

5.      Формирование ассоциативных связей, гиперссылок.

      Параллельно шла работа по подготовке мультимедийного обеспечения семинарско-практических занятий (СПЗ). Предварительная диагностика  и апробация показала, что использование только видео  или  иллюстраций имеет недостаточный уровень усвоения учебного материала, а также приводит к дефициту аудиторного времени отводимого для получения практических навыков. Что особенно актуально для семинарско-практических занятий (СПЗ)  в соответствии с требованиями ФГОС, в которых большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Результатом стало создание  методических рекомендаций по самостоятельной внеаудиторной работе студентов с использованием ЦОР.

     На четвертом году внедрения ЦОР акцентирование сделано на творческо-исследовательскую работу студентов при подготовке курсовых работ и выпускных дипломных работ. Шла активная переработка, дополнение и внесение изменений в  ЦОР по предметам.

     Таким образом, использования ЦОР способствовало  повышению  качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: elenamoiseeva (30.01.2014)
Просмотров: 596 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: