Здравствуйте! Рада приветствовать на своем сайте! Искренне надеюсь, что материалы, размещенные тут помогут Вам в решении задач!
Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт внедрения инновационных педагогических технологий на базе цифровых образовательных ресурсов при подготовке студентов медицинского колледжа

Опыт внедрения инновационных педагогических технологий на базе цифровых образовательных ресурсов при подготовке студентов медицинского колледжа

 

Е. К. Моисеева

ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»

г. Старый Оскол

 

Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов в формировании ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач является обязательным составляющей освоения учебного плана согласно ФГОС. [5]

В практической деятельности по внедрению ФГОС наблюдалось противоречие между деятельностью по формированию профессиональных компетенций и недостаточной разработанностью учебно-методического сопровождения при использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в изучении дисциплины «Медицина катастроф».

Необходимость создания условий для повышения уровня освоения профессиональных компетенций профессионального модуля ПМ03 «Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах», формирования клинического мышления у студентов Старооскольского медицинского колледжа привела к мысли о целесообразности создания и применения учебно-методического комплекса с использованием ЦОР в сочетании с современными педагогическими технологиями: проектная деятельность, представление учебной информации в виде интеллект-карт с использованием программы для создания презентаций Microsoft Power Point по дисциплине «Медицина катастроф».

Технология предназначена для индивидуального использова­ния, но ее можно применять и в группе, например, обучить каж­дого студента или учащегося использовать эту методику, а затем в режиме группового взаимодействия сравнивать его результаты с результатами других. Можно осуществить также групповое карти­рование мышления с составлением единой ментальной карты. Ментальная карта наглядно отражает ассоциативные связи в мозге человека.

Картирование мышления является эффективным инструмен­том обучения и развития. Вместе с тем некоторые специалисты, например, Хорст Мюллер, считают его недостатком ограничен­ные возможности для групповой работы, т.е. низкий уровень ин­терактивности.

Ментальные карты и майндмэппинг (технология работы с ментальными картами) сегодня всё чаще рассматриваются в аспекте развития креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности. В связи с этим представляет интерес потенциал использования ментальных карт в учебном процессе и выработка оптимальной методики майндмэппинга на учебных занятиях [4].  Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в работах Тони Бьюзена [1, 2], Хорста Мюллера [3], а также в ряде отечественных источников, которые преимущественно излагают идеи названных выше авторов, экстраполируя и интерпретируя их в новых условиях практической реализации [4]. Являясь, по сути, одним из способов когнитивной визуализации, ментальные карты имеют ряд особенностей. В частности, существенное отличие ментальных карт от разного рода логико-структурных схем состоит в свободной визуализации мыслительного процесса [3, 4]. Описывая технологию майндмэппинга  Т. Бьюзен советует использовать не линейную, а радиальную структуру, отдавая предпочтение не логико-иерархическим, а ассоциативным связям. [1, 2]

Ключом к реализации поставленной цели по внедрению новой педагогической технологии на основе ЦОР явился перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. При реализации поставных задачи по внедрению инновационной педагогической деятельности были выявлены противоречия:

 -между традиционными и нетрадиционными методами освоения профессиональных и общих компетенций (знаний, умений);

 -между одновременной информационной загруженностью и бедностью индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта студентов;

 -между необходимостью развития креативности и стереотипностью мышления у студентов.

С целью разрешить данные противоречия, были созданы оптимальные условия для повышения творческого потенциала студентов через систему электронных презентаций на базе «карт-памяти» в учебной и внеурочной деятельности и традиционных учебных пособий, изданных на печатной основе.

Благодаря включению электронных презентаций в единый каталог ЦОР колледжа и на личном сайте преподавателя студенты получили доступ к сборникам презентаций, содержащих вопросы для самоподготовки и возможность ещё раз повторить теоретический материал, что повысило качество преподавания и достижения ознакомительного уровня освоения учебного материала.

Предварительная апробация внедрения ЦОР в образовательный процесс показала, что использование только видео или иллюстраций имеет недостаточный уровень усвоения учебного материала, а также приводит к дефициту аудиторного времени, отводимого для получения практических навыков.

На первом этапе реализации проекта по внедрению новой педагогической технологии стало изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы, подбор методов педагогической диагностики входящего и итогового контроля студентов.

На втором этапе внедрения технологии ментальных карт ведущую роль играла самостоятельная репродуктивная деятельность студентов. Под руководством преподавателя студенты выполняли электронные рефераты, презентации. На начальных этапах студентам предлагался «скелет», в который необходимо вставить недостающие звенья в виде иллюстраций, текста, вывода. Основной целью данного этапа явилось повышение творческого потенциала и стимулирование самостоятельной деятельности студентов через систему электронных презентаций во внеурочной деятельности.

На третьем этапе реализации проекта по применению ЦОР ведущее значение приобрел продуктивный метод работы. Студенты самостоятельно планировали свою проектную деятельность, создавали электронные плакаты и презентации по методу ментальных карт, используя методические рекомендации преподавателя. 

На четвертом этапе самостоятельная деятельность студентов акцентирована на творческо-исследовательскую работу при подготовке рефератов, портфолио и выпускных квалификационных проектов. Факультативные занятия и консультации по оказанию неотложной медицинской помощи проводилась полностью при участии студентов в репродуктивной и продуктивной форме.

Дисциплина «Медицина катастроф» базируется на полученных ранее знаниях и умениях, здесь высоко выражена междисциплинарная связь с хирургией, травматологией, терапией. При отсутствии специальных учебников по данной дисциплине на этапе внедрения новых ФГОС, для самоподготовки студентов на первое место выступили ЦОР, подготовленные преподавателем, а также проектная деятельность студентов старших курсов.

Таким образом, использование новой педагогической технологии на основе ЦОР способствовало повышению качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием, а сочетание новых цифровых учебных пособий по технологии ментальных карт в виде электронных презентаций в освоение инновационных образовательных программ дает возможность сформировать личностные, предметные, надпредметные, метапредметные знания и умения.

Литература:

  1. Бьюзен Тони. Супермышление / Бьюзен Тони, Бьюзен Барри.- Минск: «Попурри», - 2003. - 320 с.
  2. Бьюзен Тони. Суперпамять. - Минск: «Попурри», 2008. - 208 с.
  3. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 128 с.
  4. Сидоров С.В. Разработка лекции на основе ментальной карты [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/2-1-0-210 (дата обращения: 18.11.2016).
  5. Шахов Б.Е. Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОС // Аккредитация в образовании: Электронный журнал об образовании [Электронный ресурс] - http://www.akvobr.ru/fgos_podgotovka_medicinskih_kadrov.html (дата обращения 18.11.2016).
Категория: Мои статьи | Добавил: elenamoiseeva (24.01.2017)
Просмотров: 602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: