Здравствуйте! Рада приветствовать на своем сайте! Искренне надеюсь, что материалы, размещенные тут помогут Вам в решении задач!
Главная » Статьи » Мои статьи

ЛЕКЦИЯ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ

Здоровое общество невозможно представить без молодого поколения. Ребёнок уже с малых лет подвергается влиянию социума в дошкольном учреждении, школе, а затем в профессиональном учебном заведении. Поэтому одной из важнейших задач педагогов, идущих рядом с ним на всем протяжении превращения его во взрослого человека, является сохранение его физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья.
Немало трудов посвящено этим вопросам и существует много определений этих составляющих, формирующих гармоничную личность.
Когда ребёнок приходит в профессиональное учебное заведение, у него за плечами уже есть опыт учёбы в школе, он имеет навыки самостоятельной учебной деятельности и ожидает от ССУЗа и его преподавателей больше, чем от школьных лет.
"Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!" Студент-первокурсник открыт и готов к новому, и главное этот огонёк в нём поддержать до самого выпуска и превратить его в костер. Преподавателю нельзя его разочаровать!
Говоря о здоровьесберегающих образовательных технологиях в учебном процессе не правильно акцентировать внимание только на физических аспектах, не малая роль в этом принадлежит и другим составляющим, особенно в психоэмоциональной сфере.
Если рассматривать понятие «здоровье» как индивидуальную характеристику, то ЗОЖ включает следующие составляющие:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе необходимо охватывать все составляющие.
В СУЗе обычно занятия проходят в форме лекций, семинаров и практических занятий.
Одна из самых распространённых форм – лекция.
При выборе формы лекционного занятия необходима рациональная
организация учебного процесса с учётом возраста и индивидуальных способностей студента. Для этого требуется разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности каждой группы учащихся с учётом курса.
Не маловажным составляющим является и сама личность педагога, харизматичность и креативность (оригинальность) манеры ведения лекции. Лекция должна давать студентам возможность получать не только энциклопедические знания, но и положительные эмоции, надо чтобы они хотели слушать и присутствовать на лекции, а не находились в аудитории из-за чувства долга.
Подготовка лекции преподавателем должна включать изучение своей аудитории и адаптации формы проведения занятия.
Эксперимент проходил среди студентов 3 – 4 курсов. При изучении клинических дисциплин, лекции строились в разных формах, по окончании цикла проводилось анкетирование. Результаты показали, что 88% студентов отдают предпочтение семинарско-практическим занятиям, считая их наиболее информативными и интересными. Лекциям отдают предпочтение 9% респондентов.
Наиболее интересными слушатели выделили те лекции, в которых присутствовали крылатые выражения, цитаты, обзоры интересных фактов, примеров, а также не традиционные лекции в форме «вопрос-ответ», «круглый стол», «дискуссия» и лекции, частично состоящие из диалогов со студентами.
Учащиеся выделили наиболее запоминающимся тот материал, который представлен в виде электронных слайдов, фото, видео с одновременным разбором примеров и возможностью самому тут же попробовать выполнить какую-либо манипуляцию. Учебный материал «под запись» привлекает лишь 12% студентов.
Преподаватель-лектор оценивается креативным (оригинальным) в случае необычных, новых ассоциаций в процессе изложения учебного материала, привлекают аудиторию «лекции вдвоём», постановка нестандартных проблемных вопросов и возможность самим участвовать в проведении лекции.
Таким образом, повышают мотивацию к обучению лекции нестандартной формы, в ходе изложения учебного материала необходимо чередование общения с аудиторией, приведения примеров, нестандартных ассоциативных связей и обязательное использование визуализации занятия с использованием современных мультимедийных технологий и ресурсов Интернета.
На лекции необходимо также активировать инициативу и творческое выражение самих учащихся путем реферативной работы. Написание стандартного реферата на сегодняшний день не актуально. Этот вид самостоятельной работы привлекает студентов с точки зрения творческой реализации, если это электронный реферат и/или видео-и фотодоклады. Большое значение имеет предоставление учащимся права выбора темы и формы реферативной работы.
Видеорефераты, фотодоклады, слайды и т. п. способствуют развитию интеллекта, самовыражения, повышают самооценку студента, развивают логическое мышление. Применение активных методов работы со студентами в качестве привлечения их на роль учителя нашли применение в 9% студентов, они с радостью демонстрируют свои работы в рамках лекции по соответствующим темам.
Разряжённая обстановка и демократический стиль поведения лектора способствуют формированию доброжелательного психологического климата в аудитории. Авторитарный стиль должен уйти в прошлое, традиционное обучение получает новую форму с учётом современного мира и научно-технического развития.
Меняющийся вид деятельности и подачи материала всеми способами: смотрю, слушаю, говорю, делаю, с учётом особенностей всей группы и индивидуальными способностями каждого студента показывает себя наиболее эффективным.
Итак, лекцию необходимо строить таким образом, чтобы вид деятельности студентов и лектора менялся каждые 10-15 минут, чередование визуального, акустического и письменного видов подачи учебной информации. При этом распределение времени зависит от конкретной учебной группы.
Во время предметного цикла необходимо использование разных форм лекций: традиционные лекции; лекции в форме «круглый стол», «дискуссия» и т. п.; «лекции вдвоем», в том числе студент в качестве лектора, включение в план лекции электронных докладов; лекции в форме «вопрос-ответ»; лекции практической направленности. Независимо от выбора форм лекции, они должны быть оснащены мультимедийным сопровождением.
Если для студентов высших учебных заведений лекция является обязательной составляющей, как нацеливающая на изучение проблемных вопросов дисциплины, то для студентов ССУЗов она может быть заменена проведением семинарско-практических занятий, как более доступной формы подготовки специалистов среднего звена.
 



Источник: http://www.yavnauke.ru/stati/obshestvenye-nauki/lekcija-kak-sostavljayushaja-podgotovki-profesionalnyh-kadrov.html
Категория: Мои статьи | Добавил: elenamoiseeva (17.04.2014)
Просмотров: 617 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: