Здравствуйте! Рада приветствовать на своем сайте! Искренне надеюсь, что материалы, размещенные тут помогут Вам в решении задач!
Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение творческого потенциала студентов через систему электронных презентаций в учебной и внеурочной деятельности

Понятие «творческий потенциал» – объёмно и многозначно, оно является важной психологической характеристикой личности.

Основными психологическими механизмами творчества являются воображение и фантазия. Студентам важно знать методы и приемы, развивающие творческое воображение, а также законы и правила той области деятельности, где работает творческая личность. Повышение качества творческого развития студентов во многом определяется умением преподавателя включать в учебный процесс новые информационные технологии для решения творческих задач. Выполнение студентами заданий с помощью информационных и коммуникационных технологий повышает эффективность освоения теоретического материала.

Основными психологическими механизмами творчества являются воображение и фантазия.

В.В.Власенко считает, что «…воображение рассматривается как моделирование существующего, а фантазия – как моделирование нереальных ситуаций». По мнению С.Л.Рубинштейна, фантазия создаёт образы не воспринятых предметов и функционирует в условиях дефицита реальной информации. В отличие от фантазии, воображение является процессом преобразующего отражения действительности, при котором в результате анализа исходного материала происходит перегруппировка информации и синтез  возможных мысленных моделей объектов и процессов.

Г.С.Альтшуллер считает, что развитое воображение позволяет осуществить более точную интерпретацию и, соответственно, более глубокое постижение мира.  Под «творчеством» Л.С.Выготский понимал деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Профессор С.А.Новосёлов считает, что творческое образование – это специально организованная система передачи творческого опыта и приёма творческого опыта поколений посредством воспитания творческой личности и обучения творчеству, а также результат, продукт этой системы.

Необходимо отметить, что личность, обладающая высоким творческим потенциалом, отличается от эрудитов, хранящих в памяти огромный объём информации, именно тем, что способна к структурированию информации, перегруппировке образов, созданию новых объектов. 

Творческий потенциал конкретного человека может быть оценен по многим критериям:

1) способности к выделению назревшей проблемы и к её  разрешению; 

2)  степень оригинальности мышления; 

3)  степень критичности мышления; 

4)  степень развития творческого воображения, культура мышления;

5) лёгкость ассоциирования;

6) степень сформированного синергетического мышления и др.

В результате осуществляется переход от подготовки специалиста-исполнителя к подготовке специалиста, способного к самостоятельному решению творческих проблем. Развивать личность как субъект творческой деятельности по Давыдову –  значит развивать воображение, поскольку именно оно является центральным механизмом генерации новых идей. Повышение качества творческого развития студентов во многом определяется  также умением преподавателя включать в учебный процесс новые информационные технологии для решения творческих задач. Выполнение студентами указанных заданий с помощью современных компьютерных программ повышает эффективность освоения теоретического материала.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения среднего профессионального образования по специальностям базовой подготовки предполагает компетентностный подход к образованию, что проявляется в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, представляющих собой перечень общих и профессиональных компетенций. Ряд компетенций, указанных в ФГОС среднего профессионального образования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело» и др. объединяются в такую общую компетентность, как информационная компетентность.

Информационная компетентность означает:

·       способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию, находить необходимую информацию в источниках разного типа, использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной и профессиональной деятельности;

·       готовность анализировать, систематизировать, обобщать и формулировать полученнную информацию и собственный опыт учебной, исследовательской и профессиональной деятельности с учетом поставленной задачи и обстоятельств;

·       компьютерную грамотность, владение новыми информационными и мультимедийными технологиями.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что в образовательное пространство независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. С этим необходимо считаться, так как компьютерная грамотность и коммуникативная образованность обучающихся, как компетенции, обеспечивающие успешность, формируются только в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в широком спектре образовательной деятельности.

Глобальная компьютеризация принесла человечеству массу полезного, но вместе с тем и немало проблем. Например, кажущееся неоспоримым преимущество автоматизации рутинной работы приводит к соблазну отказаться от необходимости думать самостоятельно. Виртуальная зависимость формирует у подрастающего поколения обманчивую уверенность в обратимости любого действия.

Объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Привлечение студентов к выполнению презентаций в учебной и внеурочной деятельности подчиняется дидактическому правилу: «Я услышал и забыл; я увидел и запомнил; я сделал и понял».

Поисковый метод иллюстрирует еще одно неоспоримое преимущество использования презентации Power Point  в виде электронного реферата, а именно активизация исследовательской деятельности студента.

Обязательным является оценка труда студента, желательно в динамике.

Существуют определенные правила для выполнения презентации-лекции, которые необходимо адаптировать, применяя во время выполнения электронного реферата. В обобщенном варианте эти принципы представлены в виде рекомендаций:

Использовать так называемое контурное визуальное представление: самое важное, что есть в каждой презентации – это ее содержание, а не графическое оформление.

На каждом слайде должно быть минимальное количество текста, в виде исключения можно прибегать к ним в том случае, если необходимо дать определении, цитаты и т. п.

Текст презентации должен быть написан крупным шрифтом – не меньше 30-го кегля.

Необходимо избавить презентацию от лишних диаграмм, таблиц, чрезмерного количества графических изображений.

Не нужно множества «общих» и не информативный слайдов. Информация, изложенная в них, должна быть краткой и по существу. Для этого есть хорошее правило – 10/20/30: 10 слайдов за 20 минут 30-м кеглем.

Не перегружать слайды анимацией. Текст в виде «пишущей машинки», «проявления с вращением» или «центрифуга», их применение студентом, говорит о том, что он хорошо владеет программой Power Point, но не информацией которую излагает на слайде, потому что спецэффектами отвлекает преподавателя (аудиторию) от основной информации.

Не использовать яркий цвет, в качестве фона слайда. На таком фоне практически невозможно увидеть текст.

Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением.

Главной целью применения презентаций в учебной и внеаудиторной работы со студентами является развитие их творческого потенциала, то есть фантазии, воображения и абстрактного мышления.

При развитии творческого потенциала посредством подготовки презентаций-рефератов необходим постепенный переход от простого к сложному. На первом этапе важно, на сколько студент является уверенным пользователем ПК и в особенности самой программой Power Point.

При подготовке электронного реферата необходимо соединить в единый «продукт» традиционные требования к написанию рефератов и возможностями его создания с помощью ИКТ и программы Power Point.

Весь процесс подготовки студентом презентации  необходимо курировать преподавателю. Его можно разбить на пять основных этапов:

1.     Изучение темы реферата;

2.     Создание традиционного реферата (можно в виде текстовых слайдов);

3.     Редактирование презентации, согласно основным требованиям к её выполнению (10/2030 и др.);

4.     Объемное абстракционирование, АРТ-оформление;

5.     Формирование ассоциативных связей, гиперссылок.

 

Выполнение первых трех этапов, редко вызывают затруднения у студентов, но последние вызывают неуверенность в своих силах и непонимание задач. Для решения этим проблем подходят готовые шаблоны, содержащие схемы, таблицы, абстрактные  процессы, анимации. Они прекрасно подходят в качестве переходного момента, обучающие умению создавать собственные абстрактные схемы и ассоциативные связи.

Идеальным шаблоном является «пустая лекция преподавателя» или заранее подготовленные шаблоны планируемых для реферативной работы тем, которые даются студенты в качестве скелета, которые постепенно «обрастает» необходимой информацией.

По истечении четырёх последних семестров сделала для себя вывод, что сопровождение занятия или лекции презентацией Power Point – это мощный стимул в обучении и процесс, который требует четко структурированного и аккуратного подхода со стороны педагога. Студенты, создавая электронный реферат, стараются готовить работы похожие на лекции преподавателя. В настоящее время можно считать ключевым моментом в повышении творческого потенциала студентов, выполнение реферативной работы через систему электронных презентаций, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

 

 

 Литература

1.     http://www.nasfaa.org/publications/2007/awhappybirthdayppt.html

2.     http://ito.edu.ru/2008/Moscow/III/2/III-2-7987.html

3.     http://pedsovet.org/forum/topic58.html

4.     http://pedsovet.su

5.     http://web.snauka.ru

6.     http://ckpom.portalspo.ru



Источник: http://yavnauke.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: elenamoiseeva (30.01.2014) W
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: